УПРАВЛЕНИЕ АВТОБИЗНЕСОМ
Автомобили и мега-города
«Мега-города – это рай?» – таким вопросом задался Эрик Дево, изучая тему миграции населения...
19 января во Франкфурте глобальное аналитическое агентство GiPA (собирающее данные по жизненному циклу автомобилей и поведению их владельцев) в восьмой раз, устроило встречу своих представителей по странам и постоянных клиентов, чтобы поговорить о трендах ближней и средней перспективы. Эрик Дево, президент GiPA, задался злободневным вопросом: что происходит с «мигрантами» – людьми, которые перебираются в новую среду обитания – в мега-город?
В древние времена лишь 3-5% людей жили в городах. К 1700 году (началу 18 века) уже 17% переместилось в город; произошел 11-кратный с древних времен рост общего населения мира. На следующие 300 лет пришелся взрывной рост населения и критическое изменение соотношения город/деревня.

Более 55% населения мира сейчас проживает у урбанизированных областях. «Большими» принято называть города с населением более 1 млн жителей; мега-города насчитывают более 10 млн жителей (в таких сейчас проживает более 7% населения Земли). Подобных мега-городов уже полсотни в мире, и их число быстро растет.

Как себя ведут люди, переехавшие в новую среду, – как потенциальные водители и автовладельцы? Они покупают или продают автомобиль, прибыв на новое место? Как меняются их привычки и их модель мобильности? Наконец, есть ли общее для городов, расположенных в очень разных регионах мира?
Мега-города – это рай?
Ведь должна же быть причина добровольного роста концентрации населения!

55%
современное население, проживающее в урбанизированных областях
10%
число мега-городов
по отношению к «большим» городам
7%
население Земли
проживает в мега-городах
Мега-город – это скопление проблем! Для автомобиля движение по городу – АД...
Режим движения и нагрузки являются агрессивными, а то и опасными для ДВС (многочисленные старт-стопы, короткие дистанции, перегревы в пробках, малые обороты).

Мега-город – это скопление проблем! Для него характерны шум, загрязнение, пробки... И такое «правило жизни» – общее для всех подобных городов.

При таком критическом режиме частота обслуживания в больших городах по идее должна быть выше. Но данные исследований показали: в целом ответ – нет.

Эрик Дево, президент GIPA
Как показывает анализ ситуации в мега-городах Европы, там автопарк более не растет; он фактически стабилизировался, в том числе по количеству автомобилей на домохозяйство.

В развивающихся странах в целом по рынку парк растет стабильно, и зачастую это двузначный рост, в разы превышающий темпы Европы. И уровень автомобилизации в больших городах тоже может увеличиваться.

На этом фоне взрывным выглядит рост парка в Китае, наблюдаемый уже несколько лет подряд.

Китай. Первый в мире город с населением в 100 млн человек: Шанхай, Ханджоу и Нантинь – годами транспортная система строилась и развивалась таким образом, что теперь вся эта территория образует один большой город.

Более низкая плотность автомобилизации обычна для городов (больших и мега). Среднегодовые пробеги, закупка деталей и частота ТО менее активны. Но это пока не так явно выражено для мега-городов в развивающихся странах: пока там водители очень активны, и пробеги велики. Это, кстати, верно и для Москвы.

Среднегодовой пробег (независимо от размера города) становится меньше всюду в мире, это единый тренд. В Европе ситуация однозначна, но при этом в больших городах пробеги падают, и весьма активно. Есть лишь одно исключение в Европе – Париж. Но это случайный в значительное мере эффект, вызванный местной спецификой – в том числе забастовками.
Независимо от размера города среднегодовой пробег становится меньше всюду в мире.
Это тренд нашего времени.

И по указанным проблемам всюду пытаются найти решения, порой неодинаковые. Например, пробки и загрязнение ограничивают через выдачу разрешений на выезд по четным или нечетным дням (по последней цифре номер); разрешение на выезд по определенным дням недели по двум последним цифрам (Сан-Паулу); разрешение на выезд в течение 3 часов утром и вечером и т. д. Часто поощрение и использования велотранспорта.

Пример пиковых проблем по пробкам, затратам времени и нервов в также и загрязнению – это так называемый «китайский Армагеддон», мега-пробка, приключившаяся на выходные и широко освещенная в сети.

В Китае на 50-полосном шоссе образовалась рекордная пробка
Причиной огромного затора стало празднование Национального дня. Поток машин растянулся на много километров на скоростной дороге Пекин – Гонконг – Макао.
Иной тип топлива – это спасение?
Хотя порой ответ кажется очевидным, но водители не спешат, вопреки давлению сверху, отказываться от ДВС. Доля дизеля в ЕС все еще растет – это тренд в силе. 52% новых регистраций авто приходится на дизель в таких странах как Франция.

Однако же гибридизация в целом продвигается. Пример – Британия. 65% опрошенных GiPA водителей в Британии сообщило о намерении при смене а/м взять гибрид, в больших город – до 82% (Лондон).

И снова, огромная и трудно прогнозируемая роль в переменах внений и намерений приходится на ограничения сверху и даже запреты и прямые. Очевидно, прогнозируемый в ряде мега-городов к 2020 году запрет эксплуатации дизеля сильно именит динамику перехода на гибрид / электропривод.
Мега-город – лаборатория новых форм мобильности.
Нет и единого соотношения долей и активности дилерских и независимых СТО в мега-городах.

Казалось бы, должны побеждать дилеры, среда комфортна: концентрация парка и относительно высокий доход клиента. Но здесь специфика региона и привычек проявляется особенно ярко...
Плотность
ниже плотность автомобилизации
Телекоммуникации
несколько больше задействуется в поиске сервиса и деталей смартфон
Сервис
чуть активнее работают независимые СТО (хотя тут все условно и большую роль играет специфика региона)
Пробег
снижение среднегодового пробега
ТО
обслуживание парка проводится реже
«Давление сверху»
внешнее воздействие на поведение водителей (запрет эксплуатации дизеля и т. д.)
Тренды будущего для мега-городов
1
Электрификация парка
Прогнозируемый в ряде мега-городов к 2020 году запрет эксплуатации дизеля сильно изменит динамику перехода на гибрид / электропривод.
2
Единая IT-среда
Смартфонизация приоритетно охватывает именно урбанизированные зоны. К примеру, в Китае мы уже сегодня наблюдаем предельное значение владения смартфонами водителями в 100% – ВСЕ водители имеют смартфон и постоянное подключение к сети. И тут важно, что они не только «зависают» в соцсетях, но и активно используют девайс для поиска услуг и продуктов по ТО и запчастям.

3
Автономность
Растущая автономность парка, вплоть до полной автоматики вождения, «авто без водителя».
4
Шеаринг
Совместное использование всех форм мобильности (каршеринг).
GiPA стала основателем «Института мега-городов», и по этому проекту уже получена поддержка от Bosch и PSA.
© 2017 All Right Reserved. «Автомобильное время»
Facebook | info@kuzov-media.ru